Еще в эпичной книжице Алексея Иванова, упомянутой ниже, мне понравились два места: про интерес к "неизъяснимым силам природы" и "нерусской жути" и про "мансийских уток". Уток я встречала на писаницах. В литературе по археологии говорится, что это как бы изображения духов предков. В этой книге Иванов частично опирается на мифологические изыскания вроде как, ну и вымысел здесь, само собой, присутствует. Вот интересно, часть про уток к чему относится). Про уток: "Пам видел души человека — две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живет с предками. Душа-филин — с духами. Душа-сокол — с богами. Душа-лебедь — там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная — у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб". Про интерес к "нерусской жути" и "неизъяснимым силам природы": "Вековые чащи с болотами и буреломами, дикие звери и яростные стихии, земля, покрытая мхом и валунами, витязь у тына, унизанного человечьими головами, и избушка на курьих ножках, где живет горбатая старая ведьма с костяной ногой, а главное — неизъяснимые силы природы и судьбы, о которых и словом не говорится в тех книгах, что читали ему приставленные отцом монахи,— вот что поражало воображение княжича больше, чем хождение по водам, обращение камней в хлеба и вознесение. Миша не представлял себя богатырем, побеждающим Кощея. Ему нравились не ратные подвиги, а нерусская жуть, с которой богатыри боролись. И когда отец вдруг поменял княжество, перевез свой двор и стол куда-то на край земли, за синие леса, куда за Петушком вечно бежал верный Котик-братик, когда Миша впервые увидел на обрыве над темной рекой частокол пермского городища, эта самая нерусская жуть словно холодом из пещеры дохнула ему в лицо". Последний приведенный абзац может выступать в качестве объяснения интереса к древнему, неизведанному, нечеловеческому, непонятному и жуткому как попытки возвращения к досоциальным первоистокам каким-то. Этот интерес может проявляться также в виде интереса к фильмам, скажем, Линча, детективам, триллерам, ужасам, но суть остается та же.