Буквально вчера меня занесло на р. Чусовую, а сегодня закончила читать жутковато атмосферненький "роман-легенду" Алексея Иванова "Сердце пармы" о противостоянии "православных христиан" и непонятных темных язычников-вогулов (манси), а вместе с ними и древних хтонических сил, скрывающихся в лесу. И вот там есть кусок про р. Чусовую:
"— Запомни Чусовую, великая река,— сказал Матвею Калина, когда они в
темноте ужинали у костра, и оглянулся через плечо: Чусовая широко и туманно светилась под луной.
— А чего в ней?
— Она одна Каменные горы победила — даже Вишере то оказалось не под
силу. Началась на той стороне и, как пилой, хребет прорезала. Поэтому на ней повсюду скалы — и малые, и под самое небо. Есть, как и у нас, Столпы — окаменевшие великаны. И все скалы здесь священные. На каждой или под каждой — капище, в любой пещере — идол. Река эта богата несметно. Не только рыбой, зверем, лесом... Есть и песок золотой, и жемчуга, и горючая земная смола, и самородные камни вроде того, что у тебя на пуговице. Только все это недоступно. Река тайная, и живут здесь тайные вогулы. Со своими не дружатся, а чужаков всех убивают. Нет здесь ни городищ их, ни павылов, одни только легкие стойбища. Чусовские вогулы — лесные, живут охотой, молятся камням и деревьям. У них даже боги особые. Тайный народ, одним словом, тайный и страшный".
Так что вот, согласно уральской мифологии, представленной у Иванова, река чуть ли не что-то подобное реке Ивинг на границе миров Ётунхейма и Асгарда у скандинавов).