Особенности горных сюжетов: уральские и германо-скандинавские. Дух местности. Рельеф и культура.
На научность не претендую здесь. Однако мысль возникла, когда читала "Золотой горшок" Гофмана. Когда появились змейки, глаза, образ Серпентины - возникла ассоциация с уральской Малахитницей.Потом я читала Новалиса ("Генрих фон Обердинген"). Там были образы, некоторые ,отдающие мифологией, связанные с "поэзией горнозаводского дела". Ну а сами эти произведения из разряда тех, что о поиске истины, которая где-то там. Ее воплощает себе то Золотой горшок, то Голубой цветок вышеназванных сочинениях, ну и Каменный цветок, возможно. Тут вспомнилась еще фигура Мефисто , выполненная мастерами Каслинского литья.Захотелось выяснить, какие сюжеты вообще они выбирают.
Ну а вообще подумалось мне, что горная женщина-тролль или Женщина в зеленом близка по генезису Малахитнице. Матильда, дочь Мастера, в "Генрихе" и Серпентина у Гофмана тоже будто бы из этой серии.Думается, что по сущности Хозяйка Горы находится между Троллем и возвышенным существом вроде Серпентины. У скандинавов Женщина-тролль предлагает Рыцарю богатства (материальные, по большей части), но тот, если вспомнить одну из баллад "Herr Mannelig", довольно резко отвергает ее. У романтиков Новалиса и Гофмана герой принимает дары Дамы (духовные). На Урале сценарий таков: на какое-то время герой приходит к Хозяйке, принимает ее дары в виде знаний, преимущественно, потом решает, что то, что осталось за пределами ее владений, ему дороже, забывает все, но тоскует периодически, а то и вовсе умирает.
Сами герои отчасти близки по духу: есть одержимость некой Идеей, какое-то даже фаустовское стремление. Интересно стало то, как рельеф, местность формирует дух проживающего народа, сюжеты и прочее.